"МИННОЕ ПОЛЕ" ДЛЯ ТУРИСТОВ"

     АНОНС: В эту часть города, что за Химкинским водохранилищем, никогда не ступала нога иностранного туриста, как будто там сплошное «минное поле»…

     Как Вам культурная программа города Москвы? Наверное здорово… А какие достопримечательности есть в Москве, которые посещают тысячи, миллионы зарубежных гостей? Безусловно этот список будет очень большим. Кремль, Новодевичий монастырь, Третьяковская галерея, Музей им. А.С.Пушкина, Большой театр, Манеж, Поклонная гора, Измайловский Кремль, сотни памятных мест… Список можно составить очень длинный и на самом деле есть чем по праву гордиться.

     Но бывали ли Вы в Северо-Западной части Столицы? Нет, а почему? Хотя я и не советую туда ехать, делать там нечего и тратить зря свое время. Впечатление такое, что в эту часть города, что за Химкинским водохранилищем, никогда даже не ступала нога иностранного туриста, как будто там сплошное «минное поле», то есть картина с достопримечательностями тут совершенно другая, чем во всем городе, вернее просто никакая. Похоже здесь вообще с культурой никто не дружит, нет здесь ни музеев, ни галерей, ни театров, здесь даже газету «Культура» в киосках можно не спрашивать, а то в ответ Вам пальцем у виска покрутят. И поверьте, мы говорим ни о каком-то там подмосковном городишке на краю области, а именно о Москве, о ее полноправной части в пределах МКАД, об округе, где проживает целый миллион жителей. Давайте же заглянем на официальный портал города на страницу учреждений культуры Северо-Западного административного округа. Что же мы тут видим? Сразу резво открывается целый список таких учреждений. Поверхностно вроде бы как бы все есть. Но мы не будем трогать всякие библиотеки, кинотеатры, парки отдыха, клубы, детские музыкальные и художественные школы – это без сомнения полезные  и нужные во всех смыслах заведения для проживающих рядом москвичей. Наш интерес как бы к другому, к чему-то более существенному, более значимому, международному. Что может заставить кого-то взять билет на самолет и прилететь в Москву откуда-нибудь, например, из Бразилии, чтобы полюбоваться чем-то именно таким, незабываемым, уникальным, интересным во всех смыслах, о чем можно будет потом рассказывать своим друзьям и знакомым при возвращении обратно. Поэтому с надеждой смотрим дальше наш список, перед нами разделы: Выставочные залы, Музеи, Театры. Вот тут-то мы и попробуем разобраться, что здесь может предложить миллионный округ города своим гостям. Сначала поищем объекты культурного наследия. Тут у нас числятся шесть церквей, Больница Захарьина с моргом, постройки железнодорожной станции Покровское-Стрешнево, пара обветшалых дотов два на два метра со времен Второй мировой и ,наконец, две старинных усадьбы: одна - Покровское-Глебово – давно обезлюдившая и не отапливаемая, и вторая - усадьба Братцево, наоборот многолюдная, в смысле кавказского кафе и ночлежки для тех же гостей с Кавказа. Правда, недавно поставили еще памятник К.Э. Циалковскому, только кто о нем знает-то окромя собачников из  ближайших домов, кроме них и случайных прохожих так никогда и никто не увидит этот скромный памятник. Вот и все, с объектовыми достопримечательностями вроде худо-бедно разобрались, похоже среди них нет ничего такого, что даже по внутригородским меркам было бы достопримечательным, то есть чужие, не московские здесь точно не ходят. Теперь пора перейти к более значимым культурным ценностям. Под названием «Театры» скрывается всего один театр танца «Гжель», вечно закрытый и, по-моему, не планирующий никогда открываться для нас смертных, то есть рядом проживающих, так как в формате наверное удачливой труппы развлекать кого угодно и где угодно, но только не нас и не на территории родного округа. Нам же остается только любоваться их вывесками на трех репетиционных залах, расположенных в шаге друг от друга вокруг самой префектуры. Итак и с «театрами», вернее театром, покончили. Теперь попробуем проникнуться галереями, вернее двумя государственными выставочными залами музейно-выставочного типа. Ключевое здесь похоже слово «типа». В этих двух по-советски скромных залах проходят разные выставки, вперемешку с камерными концертами, а из постоянного есть только немного рукодельных поделок в нескольких витринах. То есть главное для этих залов – это деятельность временная, то есть поточно- конвейерная, чтобы по возможности удовлетворить потребности всех нуждающихся хороших художников и художников, которые не очень, а их сотни, многие сотни,  нужно же постараться хоть кому-то дать место и уделить малость времени. А главное сдать план, я точно не знаю сколько, но точно, что-то в пределах 1,5-3 миллионов рублей в год, поэтому в них то ползают на коленках какие-то детские группы «Ступени» (больше ползать им видно негде), то совершаются распродажи, вернее «выставки-распродажи» шмоток, лишь бы только как-то выжить и по-человечески их как раз-то понять можно. Вот такая картина маслом…. Теперь остались музеи. Их здесь в округе числится три. Один это музей Самоцветов, созданный похоже на основе ранее работавшего на отшибе одноименного магазинчика минералов и поделочных камней. Музей на любителя, тем более, что минералов везде хватает.  Другой – самодеятельный Музей морского космического флота, название чем-то напоминает термин «конная авиация», открытый при местном культурном центре и куда можно пойти только по записи с бесплатной экскурсией, чтобы посмотреть фотографии кораблей, фильмы, индивидуальные спассредства и ракушки. Сразу чувствуется, что посетителями не блещет, тем более чего в него ходить, когда можно при желании в интернете увидеть такие фотографии и гораздо в большем количестве. И наконец, напоследок остается самый большой музей города- миллионника – музей «Подводная лодка» с пластиковым павильоном при входе. Хотя сама подводная лодка вроде как бы скорее и вернее это единичный экспонат, чем отдельный музей, экспонат, пригнанный с какой-то военной базы, так сказать, из настоящего военно-морского музея. И хотя лодка чем-то там примечательна, чем-то она там отличается от других таких же, не то какими-то дополнительными опциями, но то меньшим количеством ржавчины. И хотя к ней прилепили другие экспонатики - маленький сторожевик и гидросамолет, но никак они даже все вместе не тянут на новое выспреннее название «Культурно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России». Очень конечно креативно и круче не придумаешь, если не видишь все это вживую на самом деле. Так можно каждый танк или самоходку на постаменте назвать музеями бронетанковых войск, назвать для галочки и занять первое место по музеям среди округов Москвы…  и количеству бронетанковых войск у нас в стране, вернее в мире. Сплошной самообман какой-то.

     Вот вроде подошел и конец нашей истории, нашего путешествия по пустынным достопримечательным и культурным местам Северо-Запада Москвы. И конец похоже какой-то совсем бесславный…. Сходить самому и детей сводить-то некуда…

     Теперь же зададим себе вопрос: что же это такое? Почему  так было, так есть и… что? Так будет у нас всегда? Полный застой культуры и, по-моему, застойнее уже просто некуда, тем более для такого количества населения, да еще в самой столице. В округе сменяются администрации, префекты, по сто раз перекладывается асфальт, теперь начали менять плитку, газоны уже повсеместно огорожены решетками, на газонах клумбы и серийные этажерки с цветами, вдоль дорог фонарные столбы с вензелями и таблоиды с картинами, везде сплошной марафет – жизнь кипит и вроде все делается, и учреждения в округе все работают, все чиновники исправно получают зарплату, но почему ничего не делается для души, все до боли глубоко формально, где то, чем мы могли бы по праву гордиться, где то, что привлекает внимание гостей из разных стран? Похоже Москве такая статья доходов как туризм особо и не нужна вовсе, по крайне мере точно можно сказать, что Северо-Западному округу наверняка. Кто же это так решил? Десять, двадцать, тридцать лет назад…  Почему мы здесь не можем пойти ни в театр, ни в музей, ни в галерею, ни в концертный зал мирового уровня? Что происходит? Почему все так плачевно? Почему об этом никто не думает и никто этим не занимается?

     Недавно здесь сгорел дом культуры, а директор другого жаловалась, что ее учреждение еле стоит, так как стены его было поставлены еще в 30-е годы прямо на землю и потом их только облицевали кирпичом. Что же тут говорить о чем-то новом, о чем-то необычном. Помню была попытка еще в 2001 году - в год 60–летия начала Великой Отечественно войны на основе собранной энтузиастами коллекции десятков картин на военную тему и найденных в ходе раскопок сотен уникальных экспонатов предложить властям открыть уникальную галерею «Неизвестный солдат», ответ же был получен по телефону: Не инициируйте всякие письма, найдете деньги – тогда и приходите. Так с тех пор галерея и существует на лестничных площадках в подъезде обычного жилого дома напротив этой самой префектуры округа. Хоть и прискорбно, но по крайней мере все ясно - патриотическая тема чиновникам просто безынтересна по своей сути, никакого бизнеса вокруг нее они не видят, поэтому и закрываются одни за другими военно-патриотические музеи по всей стране, освобождая помещения под чисто коммерческие цели.

     Но есть же и другое, есть вещи, которые могут прославить Северо-Запад Москвы на весь мир, то есть в этом забытом Богом округе есть такое, отчего бы закачалось сознание у каждого искушенного туриста из любой части света. Как самое для меня близкое, возьму, для примера, проект музея «Эмалевая комната» или, как уточняет сам автор проекта Андрей Манджос, -«Эмалевых палат», где, в отличии известной Янтарной комнаты, в ряде разноцветных залов не только потолки и стены, но и все экспонаты будут украшены эмалевой мозаикой. Помимо проекта уже существует и признанная международными специалистами коллекция «Мозаичных сокровищ Эмалевой комнаты»… Что-то же надо с этим делать! И далеко ходить за примером тут не надо. В Австрии, возле маленького городишки с населением в 15 тысяч человек недалеко от Инсбрука несколько лет назад открыли музей Сваровски, приспособив для этого дыру в холме. Сейчас этот музей посещает уже до миллиона туристов в год. И это не самый верх достижений человеческой культуры, но как грамотно организован процесс, как правильно подогревается всеобщий интерес к этому. А наше современное национальное российское достижение будет покруче, позначимей, ведь , как пишут в газетах о его создателе – Андрее Манджосе: «Он сделал то, что не смог сделать Фаберже». И очень показательно стало то, что только недавно, на впервые прошедшей в Москве Европейской конференции и выставке монет “COINS-2012” Московский монетный двор ГОЗНАКА делал официальный доклад об этой технике, назвав ее новой визиткой России в медально-монетном деле и новой инновацией для возможной инкрустации олимпийских медалей для Игр в Сочи.…  И вопрос стоит не только о создании очередного, пусть и исторически знакового музея, вопрос стоит гораздо шире, то есть о налаживании целой художественной отрасли, которая имеет целый ряд преимуществ в отличии от, например, если  с той же школой Андрияки, которая уже не просто школа, а уже академия с многочисленными кафедрами. А там-то речь идет всего только об акварели и бумаге. Эмалевая же мозаика применительна почти ко всем видам художественного творчества, многим отраслям производственной деятельности, для которых она открывает целое множество дополнительных возможностей.

     Такое бы да в умелые руки! Это все могло бы стать целой эпохой и для округа, и для всего города, да и для всей страны. Ведь сколько еще предстоит обучить талантливых россиян, сколько донести произведений во все музеи России и других стран.

     Сам художник так и фонтанирует проектами, среди которых один интереснее другого. Сейчас, например, в Государственной Думе рассматривается его проект «Большой Георгиевский Крест», презентация которого возможно произойдет или в самой Думе или в Георгиевском Зале Московского Кремля, а параллельно в Парламенте готовится целый ряд официальных писем во все высшие инстанции страны в поддержку создания и школы и музея Эмалевой мозаики.

     При этом Андрей Манджос не скрывает, что если даже с парламентской поддержкой он не встретит понимания от глубоко формализованных и в чем-то примитивных чиновников, привечающих только «современное искусство» а-ля Гельман и компания, и если к коллекции не станут относиться, как к национальному достоянию, то она плавно и безвозвратно покинет стены столицы, а возможно и страны. И что же тогда с таким подходом останется на память потомкам от нас, от нашей современности? Да ничего хорошего...

      И самое печальное, когда на Круглом столе 11 октября 2012 года эта проблема была озвучена перед администрацией и представителями всевозможных культурных центров, то последние вместо того, чтобы поддержать свежую идею создания "Мозаичного Северо-Запада Москвы", стали только ныть, что все хорошо, что все есть и что все прекрасно, что есть даже еще музейчик "Русская изба" в каком-то подвале со стандартным набором деревенской атрибутики уровня захолустного краеведческого музея... , что это наше окружное достояние, которое за год даже посетили два немца и полтора американца...

     А ведь уже сегодня можно было бы возле вечно запертых для населения помещений театра «Гжель»  в создаваемом напротив префектуры Северо-Запада культурном парке, у которого пока нет еще своего названия, по предложению Андрея Львовича развернуть целую художественную мозаичную экспозицию из его собственных работ и работ его учеников в специальных киотах на фонарных столбах – такой как бы круглосуточный, бесплатный и доступный для всех музей под открытым небом… А все убогие детские городки и всевозможные стены и ограждения расписать новой придумкой этого же художника – его мозаичным граффити. Дальше – больше, помимо уникальной Эмалевой комнаты, художник готов создать целую мозаичную страну с Гулливером, Атлантидой, Каменным цветком в Медной горе, чертогами Снежной королевы, копями нибелунгов и т.д. и т.п. Как Вам такая идея? Чем не достопримечательность? Эту бы идею да чиновникам в уши и заодно и деятелям от культуры тоже, а за посетителями, уверен, дело не станет… Прутся же тысячами, сотнями тысяч люди со всех краев планеты посмотреть мозаичные из осколков стекла дома и парки Гауди в Барселоне, на чем местные власти очень хорошо пополняют бюджет города… У нас же туристические компании на Северо-Западе Столицы только стонут от того, что приглашать туристов здесь не на что…

     Так с чего же начать? А начать надо с главного – просто захотеть, для этого выслушать художника и принять решение о полной его поддержке, дать этому фонтанариуму идей точку опоры и затем уже подтянуть необходимые финансы.  И самое, что удручает, ведь мы уже сейчас можем приглашать весь мир поглазеть на созданную Манджосом мозаичную коллекцию из эмали, но округ по своей недальновидности, а скорее в рамках своего традиционного формального пофигизма к самому себе не заморачивается с достойным помещением для этого… и скорее поселит в той же усадьбе Покровское-Глебово каких-нибудь никому не нужных пару сотен кадетов или сделает с ней еще что-либо похуже, убив тем самым на корню единственное настоящее музейное место Северо-Запада…

     Надо же всегда тянуться к прекрасному, ведь только ради этого и стоит жить!

     Вот  эти именно слова и стали девизом нового молодежного неформального движения за превращение Северо-Запада Москвы в округ высокой культуры и международной привлекательности... Название такой порыв получил "Мозаичный Движ", а его художественным руководителем и идейным вдохновителем стал все тот же автор эмалевой мозаики и владелец коллекции таких мозаик, наш сосед первый в мире эмальер-мозаичист Андрей Манджос. И он не просто кинул идею, а именно возглавил группу энтузиастов из самых нетерпеливых молодых людей и сотворил за свой счет первые необычные монументальные художественные образцы для украшения округа. Для этого он придумал и впервые изваял панно и скульптуру в виде Мозаичного граффити, что в купе с его возможностями по созиданию еще и эмалевых мозаик, уже полностью решает вопрос о возможностях превращения нашей серой московской рабочей окраины в процветающий и необычайно привлекательный во всех смыслах мозаичный парк, который не только не уступит тому самому знаменитому парку в Барселоне, а во многом превзойдет его.

    И вот представьте, если бы, например, в умирающей усадьбе Покровское-Глебово-Стрешнево вдруг бы расцвел целый музейно-образовательный комплекс нового национального вида искусств с известными на весь мир своими уникальными Эмалевыми палатами, что стало бы  мировым событием в истории мировой культуры и настоящей жемчужиной нашего современного культурного наследия, за которую долгие века нас бы вспоминали добрым словом благодарные потомки.

     При этом я также вижу, как уникальной национальной мозаике Манджоса стали бы учиться многие талантливые россияне, а многие инвалиды и пенсионеры получили бы прекрасную возможность проявить себя творчески и получить существенную прибавку к своей незавидной пенсии... Да хотя бы только одно это уже стоит того, чтобы все так и произошло...

     И чтобы это свершилось, надо только захотеть, только согласовать и настоять на своем, а за исполнителями дело не встанет, весь народ поднимется.

     Власть! Когда же наконец ты увидишь под ногами уникальное и умопомрачительное Эльдорадо? Где же тот герой, который разбудит тебя и поднимет твои слипшиеся дремучие веки?

     - Звони, князь, звони! Разбуди народишко-то!

   Александр Бобылев 

Москва, Северо-Запад,  2011-2012

 

<<<